Кандинский

Кандинский
, Василий Васильевич (Kandinsky, Wassily) 1866, Москва — 1944, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа. Художник русского происхождения, работавший в Германии, России и Франции. Один из основоположников абстракционизма. Получил образование юриста в Московском университете (1885—1892). Решив стать художником, в 1896 переехал в Мюнхен, где обучался живописи в школе Ашбе (1897) и в Академии художеств у Штука (1900). В 1901 основал объединение художников "Фаланга". В период 1903—1907 путешествовал по Германии, Австрии, Голландии, Франции, Тунису, неоднократно заезжал в Россию. По возвращении в Германию в 1908 поселился в Мурнау, близ Мюнхена. В 1909 основал "Новый союз художников Мюнхена", а после его распада, в 1911, объединение "Синий всадник", сыгравшее видную роль в истории европейского искусства XX в. В 1912 В. Кандинский и Ф. Марк выпустили в свет альманах под тем же названием. Живописные работы 1900-х отмечены различными влияниями: импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма, символизма, русского и немецкого модерна (Одесса. Порт, 1900, Москва, Гос. Третьяковская галерея; Старый город, 1902; Песня Волги, 1906, обе — Париж, Нац. музей современного искусства). В пейзажах конца 1900-х, написанных в Мурнау, форсированные цвета приобретают силу самостоятельной выразительности, пространственные планы колышутся, изображение утрачивает зрительную устойчивость (Мурнау. Двор замка, 1908, Москва, Гос. Третьяковская галерея; Пейзаж с башней, 1908, Париж, Нац. музей современного искусства; Мурнау. Вид с железной дорогой и замком, Мюнхен, Гор. галерея Ленбаххауз). Пейзажные фантазии 1910-х балансируют на грани фигуративности и абстракции, натурные формы всплывают и исчезают в потоках красочных масс (Озеро, Москва, Гос. Третьяковская галерея; Импровизация 9, Штутгарт, Гос. художественная галерея). Абстрактные полотна 1910—1914 сохраняют связь с пейзажным восприятием, однако полыхания цвета, парящие формы, молниеносные росчерки ассоциативно соотносятся и с более общими представлениями о динамических процессах в природе: органическая жизнь, геологические катаклизмы, пульсирующие токи микромира, коловращения в космическом пространстве (Импровизация 30, 1913, Чикаго, Художественный институт; Импровизация. Потоп, 1914, Мюнхен, Гор. галерея Ленбаххауз; Композиция VI, 1913, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Композиция VII, 1913, Москва, Гос. Третьяковская галерея). В 1911 вышла книга Кандинского О духовном в искусстве, ставшая одним из первых опытов обоснования абстракционизма. В теории Кандинского элементы художественной формы (линии, отдельные цвета, простейшие конфигурации) являются носителями первичных смыслов; комбинации таких "чисто художественных", освобожденных от предметности форм-знаков образуют текст, раскрывающий духовное содержание универсума. В 1915 Кандинский вернулся в Россию, где после Октябрьской революции включился в активную педагогическую и организационную деятельность: работал в отделе ИЗО Наркомпроса, в Институте художественной культуры (Инхук), преподавал в Свободных Государственных Художественных мастерских и во Вхутемасе, был избран вице-президентом новосозданной Российской Академии художественных наук (РАХН). В этот период абстрактные формы в живописи Кандинского обретают почти вещественную плотность, а фигуративные трактуются как "сгущения" нематериальных энергий (Москва I, 1916, Москва, Гос. Третьяковская галерея; Сумеречное, 1917; Картина с остриями, 1919, обе — Санкт-Петербург, Гос. Русский музей). В 1921 Кандинский возвратился в Германию и, приняв предложение Гропиуса, приступил к преподаванию в Баухаузе. В 1928 получил германское гражданство. Работа в Баухаузе (в Веймаре и Дессау) продолжалась вплоть до его закрытия в 1933. В 1924 по инициативе Кандинского возникло объединение художников "Синяя четверка" (Кандинский, Клее, Явленский, Файнингер). В 1926 вышло его теоретическое сочинение Точка и линия на плоскости, в котором начала художественного формообразования выводятся из линейных построений. Под воздействием конструктивизма Баухауза сложился новый живописный стиль Кандинского, названный им "лирическим геометризмом". Из "чертежных" элементов (круг, треугольник, квадрат) и их производных формируются сложные фигуры, располагающиеся по параллельным планам или лучеобразно расходящимся осям (Композиция VIII, 1923, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Маленькая мечта в красном, 1925, Берн, Художественный музей; Акцент на розовом, 1925, Париж, Нац. музей современного искусства). К концу 1920-х хореография геометрических форм обретает почти сценическую выразительность, являя некую отвлеченную модель сюжетных взаимодействий (Уровни, 1929, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Капризное, 1930, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена; Легкое, 1930, Париж, Нац. музей современного искусства). В 1933 Кандинский переселился во Францию, где пребывал до конца жизни. В 1939 принял французское гражданство. В живописи этого периода достигнут определенный синтез предшествующих поисков: мягко изгибающиеся формы заключены в четкий контур и ясно выделяются на однотонном фоне (Доминирующая кривая, 1936; Вокруг круга, 1940, обе — Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Мягкий порыв, 1944, Париж, Нац. музей современного искусства). Некоторые из поздних абстракций Кандинского напоминают древние письмена, магические знаки, идеограммы, сближаясь с живописью Миро и предвосхищая направление иероглифической абстракции.
Лит.: Кандинский. О духовном в искусстве. М., 1992; Сарабьянов Д. В., Автономова Н. Б. Василий Кандинский: Путь художника. Художник и время. М., 1994; Лакост М. Кандинский. М., 1995; Grohmann W. Wassily Kandinsky. Leben und Werk. Koln, 1958; Lassaigne J. Wassily Kandinsky. Genf, 1964.
В. Крючкова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Кандинский" в других словарях:

  • КАНДИНСКИЙ —     КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич [4 (16) декабря 1866, Москва 13 декабря 1944, Нёйи сюр Сен, близ Парижа] русский художник, один из основоположников и главный теоретик абстрактного искусства (см. Авангард). С 1921 жил за грающей (Германия,… …   Философская энциклопедия

  • Кандинский — Василий Васильевич (1866 1944) Русский художник, с 1921г. постоянно живший за рубежом, один из основоположников и главный теоретик абстрактного искусства (см.: Авангард). Художественно эстетическая теория Кандинского сформировалась в атмосфере в …   Энциклопедия культурологии

  • КАНДИНСКИЙ — Виктор Хрисанфович (1849 89), российский психиатр. Дал классическое определение псевдогаллюцинаций. Труды по проблемам психопатии, применению трудотерапии …   Современная энциклопедия

  • Кандинский — Сибирская фамилия, от названий рек Конда (приток Иртыша) и Конда (приток Витима). А вместо о в первом слоге фамилии под влиянием аканья. (Ф). (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) …   Русские фамилии

  • КАНДИНСКИЙ — Василий Васильевич (1866 1944), живописец и график. Жил в Санкт Петербурге и Москве. В 1907 14 и с 1921 в Германии и Франции. Один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на …   Русская история

  • Кандинский — (Виктор Хрисанфович) 1849 89) врач психиатр. Окончилкурс в московском университете в 1872 г., затем служил некоторое времяво флоте, а с 1881 г. до конца жизни состоял ординатором больницы св.Николая Чудотворца в СПб. Получил глубокое философское… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • КАНДИНСКИЙ — Виктор Хрисанфович (1849 89), видный психиатр. Окончил курс tB Моск. ун те (1872) и после нескольких лет службы во флоте до самой смерти занимал должность ординатора психиа трическ. больницы получил мировую известность как автор, впервые… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Кандинский В. — Василий Кандинский Дата рождения: 16 декабря 1866 Место рождения: Москва (Российская империя) Дата смерти …   Википедия

  • Кандинский В. В. — Василий Кандинский Дата рождения: 16 декабря 1866 Место рождения: Москва (Российская империя) Дата смерти …   Википедия

  • Кандинский — Василий Васильевич (1866, Москва – 1944, Нёйи сюр Сен, близ Парижа), русский живописец, график, педагог, общественный деятель; один из основоположников абстракционизма. Происходил из семьи нерчинских купцов. В 1885–93 гг. с перерывами учился на… …   Художественная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»